Богун Ольга Дмитриевна, воспитатель МБДОУ д/с №1 «Колокольчик» посёлок Весёлый Ростовской области , лауреат муниципальных конкурсов «Учитель года -2011», « Учитель года -2015»
Игры по ПДДДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Угадай транспорт» Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта. Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель. Лото «Играй да смекай!» Цель: учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; развивать умственные способности и зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. Материал: таблицы с изображением дорожных знаков, пустые карточки. Ход игры: В игре участвуют 4 - 6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
«Собери знак» Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах. Материал: в конвертах пазлы – дорожные знаки, фишки. Ход игры: Воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде (сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей (пазлы). Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку. «Подумай – отгадай» Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость. Материал: фишки. Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Вопросы: - Сколько колес у легкового автомобиля? (4) - Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1) - Кто ходит по тротуару? (пешеход) - Кто управляет автомобилем? (Водитель) - Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток) - Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта) - По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой) - Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП) - Какой свет верхний на светофоре? (Красный) - Сколько сигналов у светофора? (Три) - На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру) - Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины) - Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл) - Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке).
«Красный - зеленый» Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, находчивость. Материал: воздушные шары красного и зеленого цвета. Ход игры: Нужно взять два шарика – зелёный и красный. Воспитатель дает ребенку в руку красный шарик, ребёнок – называет запрещающий знак. Если зелёный шарик, называет знак разрешающий, предписывающий. Не называет – выбывает из игры. А победитель получает в награду воздушный шарик. «Светофор» Задачи: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета, светофор. Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них. «Стрелка, стрелка, покружись…» Цель: Научить детей различать и правильно называть дорожные знаки, их назначение; развивать внимание, память; воспитывать нравственные качества: согласованность и сотрудничество. Материал: карты с изображением дорожных знаков, круги желтого цвета. Ход игры: В игре могут участвовать от 2 до 10 ребят. Дети садятся вокруг стола, каждый получает карты с дорожными знаками. Воспитатель объясняет детям, что они будут крутить диск по очереди и за правильно названный дорожный знак и его назначение будут получать у кассира жёлтый кружок и закрывать на своей карте такой же знак, если он имеется. Назначается кассир, ему передаются жёлтые круги. Воспитатель раздаёт сидящим детям карты. Игра начинается. Ведущий вращает диск и вместе с детьми произносит слова: Стрелка, стрелка, покружись, Всем ты знакам покажись, Покажи нам поскорее, Какой знак тебе милее! Стоп! Стрелка останавливается, ведущий называет дорожный знак и его назначение. Если ребёнок назвал знак правильно, кассир выдаёт ему жёлтый кружок, ребёнок закрывает им такой же на карте. Если на его карте нет такого знака, спрашивает: «У кого есть такой же знак?» И кассир передаёт кружок тому, у кого на карте есть этот знак (при условии, что знак и его назначение названы правильно). Затем диск передаётся соседу и игра продолжается. В случае затруднения или ошибки ребёнок не получает жёлтый кружок, а диск передаётся следующему ребёнку по очереди. Выигравшим считается тот, кто первый закроет свои знаки жёлтыми кружками. Игра заканчивается тогда, когда будут закрыты все карты у детей жёлтыми кружками. «Автомульти» Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства, правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность. Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства. 1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке) 2. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед) 3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем) 4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед) 5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету) 6. На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолёте) 7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) 8. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде) 9. Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот Задом наперед, А за ним комарики... На чем летали комарики? (На воздушном шарике.) 10. На чём катался Кай? (На санках) 11. На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре) 12. В чём плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В бочке) «Машины» Цель: формировать умение складывать изображение машины из деталей геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола; развивать логическое мышление, умение составлять из частей целое. Материал: схемы с изображением машин, состоящих из разных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг); детали геометрического конструктора – мозаики. Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривают из каких частей состоят машины (кузов, кабина, колеса); какие геометрические фигуры используются (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг). Далее воспитатель предлагает из деталей геометрического конструктора – мозаики выложить изображение машины на плоскости стола, опираясь на схему. «Вопросы и ответы» Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице; развивать мышление, память, сообразительность, речь. Материал: фишки. Ход игры: Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек. 1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар) 2. Где можно гулять детям? (во дворе) 3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо) 4. Где люди ждут транспорт? (на остановке) 5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход) 6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый) 7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый) 8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми) 9. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель) 10. Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса) 11. Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару) 12. Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки) 13. Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет) 14. Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской, наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.) «Отремонтируй светофор» Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора. Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета. Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.
«Да, нет» Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте. Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают «да» или «нет». I вариант: Быстрая в горе езда?- Да. Правила знаешь движения?- Да. Вот в светофоре горит красный свет Можно идти через улицу?- Нет. Ну, а зелёный горит, вот тогда Можно идти через улицу?- Да. Сел в трамвай, но не взял билет. Так поступать полагается?- Нет. Старушка, преклонные очень года, Ты место в трамвае уступишь ей?- Да. Лентяю ты подсказал ответ, Что ж, ты помог ему этим?- Нет. Молодцы, ребята, запомним, Что «нет», а что «да», И делать, как нужно, старайтесь всегда! II вариант: Светофор знаком всем детям? Знают все его на свете? Он дежурит у дороги? У него есть руки, ноги? Есть фонарики – три глаза?! Он включает все их сразу? Вот включил он красный свет. Это значит, хода нет? На какой идти нам надо? Синий - может быть преградой? А на жёлтый мы пойдём? На зелёный - запоём? Ну, наверное, тогда На зелёный встанем, да? Пробежать на красный можно? Ну, а если осторожно? А гуськом пройти тогда, То, конечно, можно? Да! Верю я глазам, ушам Светофор знаком всем вам! И, конечно, очень рад Я за грамотных ребят! «Улица города» Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы - пешеходы; светофор; дорожные знаки. Ход игры: С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. «Это я, это я, это все мои друзья!» Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте. Ход игры: Воспитатель задает вопросы, если дети согласны, то хором отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны – молчат. Кто из вас, когда спешит, Перед транспортом бежит? Кто из вас идёт вперёд Только там, где переход? (это я, это я...) Знает кто, что красный свет- Это значит - хода нет? (это я, это я...) Кто летит вперёд так скоро, Что не видит светофора? Знает кто, что свет зелёный Это значит- путь открыт? (это я, это я...) Кто, скажите, из трамвая На дорогу выбегает? Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой? (это я, это я...) Кто из вас в трамвае тесном Уступает взрослым место? (это я, это я...).
«Ты – большой, я - маленький» Цель: закрепить представления о правилах поведения на улице, дороге; прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД. Ход игры: Утро дошкольника начинается с дороги. Следуя в детский сад или домой, он пересекает улицы с движущимся транспортом. Умеет ли он это делать правильно? Может ли выбрать безопасный путь? Главные причины несчастных случаев с детьми – это неосторожное поведение на улице и проезжей части дороги, незнание элементарных требований Правил дорожного движения. Не надо ждать, когда ребёнок научится Правилам дорожного движения на собственном опыте. Иногда такой опыт стоит очень дорого. Лучше, если взрослые тактично, ненавязчиво привьют ребёнку привычку сознательно подчиняться требованиям правил. Выйдя на прогулку, предложите своему ребёнку поиграть в «больших и маленьких». Пусть он будет «большим» и поведёт вас через дорогу. Контролируйте его действия. Проделайте это несколько раз, и результаты не замедлят сказаться. «Наша улица» Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные), предназначенные для водителей и пешеходов Материал: макет улицы с домами, перекрестком; автомобили (игрушки); куклы - пешеходы; куклы - водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты) Игра проводится на макете. Ход игры: С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. «Пешеходы и водители» Цель: обучать правилам дорожного движения, поведения на дорогах, закрепить представления детей о назначении светофора, прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД, развивать внимание, мышление, ориентировку в пространстве. Материал: дорожные знаки, светофор, рули, сумки с игрушками, стол, талоны, вывеска «Магазин игрушек», игрушки, коляски, куклы, удостоверения – зеленый кружок из картона. Дети в форме инспекторов ГИБДД (фуражка, накидка с буквами инспектор ГИБДД или значка ГИБДД), дети – пешеходы, дети – водители, ребенок – продавец игрушек. Ход игры: Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофера и получить автомобиль. Ребята - водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами, колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям: - На какой свет могут двигаться машины? - На какой свет двигаться нельзя? - Что такое проезжая часть? - Что такое тротуар? - Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.) Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зеленый кружочек) и талоны; члены комиссии поздравляет их. Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка: - Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором, (подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов.) игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения. «Наш друг постовой» Цель: закрепить представления о профессии регулировщика, его функциях; обозначения жестов (какой жест какому сигналу светофора соответствует), развивать внимание, доброжелательное отношение к сверстникам. Материал: фуражка, жезл регулировщика. Посмотрите: постовой Встал на нашей мостовой Быстро руку протянул, Ловко палочкой взмахнул. Вы видали? Вы видали? Все машины сразу встали. Дружно встали в три ряда И не едут никуда. Не волнуется народ, Через улицу идет. И стоит на мостовой, Как волшебник постовой. Все машины одному Подчиняются ему. (Я.Пишумов) Ход игры: Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей. По жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем, когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по очереди.
«Найди безопасный путь» Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает или спрашивает детей: - Везде ли можно переходить улицу? - Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу? - Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы? - Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны? - Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода? - Для чего на дороге нарисовали «зебру»? Цель: закрепить правила дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, расширять словарный запас. Материал: макет улицы (дорожной части), дорожные знаки, светофор, транспорт (машины легковые, грузовые). Ход игры: Дети разыгрывают различные ситуации на макете. «Где мое место?»
Цель: закреплять знание знаков дорожного движения, развивать мышление, внимание, память, речь. Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих изученным знакам дорожного движения. Ход игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные знаки. Игра может проводиться в двух вариантах. 1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность. 2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки. «Путаница» Цель: закреплять знание знаков дорожного движения, развивать мышление, внимание, память, речь. Материал: строительный материал (кубики, кирпичики, призмы и др.), дорожные знаки, волшебные шапочки. Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.) Затем рассказывает детям историю про то, как злые «духи» решили навести в городе беспорядок и просит помочь исправить положение. Ход игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки правильно. Объясняют, что делают. «Дорожный экзамен» Цель: обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, речь. Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге дорожных знаков. Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков. Ход игры: Ребенок - водитель - ученик, сдающий экзамен на право вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак, объясняет, что он должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду осторожно, не обгоняя другие машины.
«Выполни поручение» Цель: закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в заданной последовательности. Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге дорожных знаков, знаков обозначающих «станции» (столовая, железнодорожный переезд, детский сад, школа, больница и др.), рули. Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка изученных знаков. Ход игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить, например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает сразу два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь в столовой». Ребенок должен выполнить задания в заданной последовательности. Постепенно количество одновременно данных поручений возрастает. «Повороты» Цель: развивать координацию движений рук (вправо, влево), зрительное внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знака в руках воспитателя. Материал: знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», рули. Подготовка к игре: Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Ход игры: Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.
«Узнай знак» Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках. Материал: 2 картонных диска, соединенных в центре винтом. На нижнем круге вдоль края приклеены обозначения дорожных знаков. На внешнем круге у края вырезается окошко по размеру чуть больше дорожных знаков. Вращая диск, ребенок находит нужный знак. Ход игры: Детям показывают картинку, изображающую ситуацию на дороге. Они должны найти дорожный знак, который здесь необходимо поставить.
«Как проехать?» Цель: закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в заданной последовательности. Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики и др.), знаки «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево Подготовка к игре: Конструирование дороги с использованием знаков «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Отмечаются пункты отправления и назначения. Ход игры: Дети (от одного до трех) должны правильно проехать к пункту назначения. Побеждает тот, кто сделал это быстрее, не нарушая правил дорожного движения. «Угадай знак» Цель: закреплять знания о дорожных знаках, развивать мышление, внимание, наблюдательность. Материал: дорожные знаки, жетоны. Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга. Ход игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей. «Передай жезл» Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь. Материал: жезл регулировщика. Ход игры: Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак). Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.
«Теремок» Цель: учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов; воспитывать внимание, ориентировку в пространстве. Материал: Сказочный домик «Теремок» с вырезанным окошком, картонная полоска с изображенными на ней дорожными знаками. (предупреждающие знаки: железнодорожный переезд, дети, пешеходный переход, опасный поворот; предписывающие знаки: прямо, направо, налево, круговое движение, пешеходная дорожка; информационные знаки и знаки особых предписаний: место стоянки, пешеходный переход, телефон) Ход игры: Полоску перемещают (сверху вниз или слева направо, в окошке поочередно появляются дорожные знаки). Дети называют знаки, объясняют их значение. «Автошкола» Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость, находчивость, умение помогать товарищу. Материал: Двойной лист картона: на левом листе наклеены картинки с изображением различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны правила. Ход игры: Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных ситуаций. Они должны объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, детей у светофора, необходимость нужного дорожного знака. «На островке» Цель: закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды транспорта; знакомить с наиболее типичными дорожно – транспортными ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов. Материал: картинки, изображающие различные ситуации с участием пешеходов, дорожные знаки, светофор. Ход игры: Дети должны рассмотреть и объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, пассажиров, водителей; объяснить необходимость установки нужного дорожного знака.
«Четвертый лишний» 1. Назовите лишнего участника дорожного движения: 2. Назовите лишнее средство транспорта: · Грузовик · Дом · «Скорая помощь» · Снегоуборочная машина · Легковая машина · Грузовая машина · Автобус · Детская коляска 3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту: · Автобус · Трамвай · Грузовик · Троллейбус 4. Назовите лишний «глаз» светофора: · Красный · Синий · Желтый · Зеленый «Игра в слова» 1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова. Словарь: три глаза, стоит на улице, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, красный свет, переход через улицу, помощник пешехода, зеленый свет, стоит дома. 2 . Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните выбор каждого слова. Словарь: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать. 3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу (детский сад), тротуар, булочная, аптека, перекресток, наземный переход, светофор, детский сад. «Кто больше назовет дорожных знаков?» Цель: упражнять детей в узнавании и правильном назывании дорожных знаков, развивать внимание, мышление, память, речь. Материал: дорожные знаки. Ход игры: Ведущий показывает знаки, дети отвечают, соблюдая очередность. «Игра в мяч» Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Материал: мяч. Ход игры: Воспитатель с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч, одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч воспитателю. Игра проводится со всеми детьми по очереди. Воспитатель: По дороге кто идет? Ребенок: Пешеход. Воспитатель: Кто машину ведет? Ребенок: Водитель. Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора? Ребенок: Три глаза. Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит? Ребенок: Стой и жди. Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит? Ребенок: Подожди. Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит? Ребенок: Можете идти. Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной… Ребенок: Дорожке. Воспитатель: Где мы автобус ждем? Ребенок: На остановке. Воспитатель: Где играем в прятки? Ребенок: На детской площадке. «Слушай - запоминай» Цель: закреплять правила дорожного движения и поведения пешеходов на улице, развивать связную речь, мышление, память, внимание. Материал: жезл для регулирования дорожного движения. Ход игры: Ведущий с жезлом в руке подходит к одному из участников игры, передает ему жезл и задет вопрос о правилах поведения пешехода на улице. «назовите одно из правил поведения пешехода на улице». – «нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом». Если ответ правильный, ведущий передает жезл другому участнику игры и т. д. нужно, чтобы ответы не повторялись, поэтому все должны быть внимательны.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «К своим знакам» Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве. Материал: дорожные знаки. Ход игры: Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой. «Сигналы светофора» Цель: развивать сообразительность, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, согласованность и сотрудничество. Материал: мешочек с мячиками красного, желтого, зеленого цвета, стойки. Ход игры: На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла. «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали покажем» Цель: закрепить знания о видах транспорта, учить детей изображать виды транспорта в команде, с помощью рук, эмоциональной выразительности, звуков, развивать творчество, пластику, сообразительность, находчивость, воспитывать согласованность, сотрудничество. Ход игры: Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.
«Зебра» Цель: упражнять детей в точности исполнения правил игры, развивать быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве. Материал: полоски белой бумаги (картона). Ход игры: Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаётся по полоске белой бумаги (картона). По сигналу - первый участник кладёт полосу, встаёт на неё и возвращается к своей команде. Второй шагает строго по своей полосе, кладёт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.
«Глазомер» Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках, количественный счет, развивать логическое мышление, сообразительность, находчивость, глазомер, ориентировку в пространстве, воспитывать согласованность, сотрудничество. Материал: дорожные знаки. Ход игры: В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном расстоянии от команд. Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него. Затем участник идёт до этого знака. Если участник ошибся и не дошёл до знака или перешёл его, возвращается в свою команду. Знаки на поле расставляются по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее и точнее «прошагают» до знаков. «Грузовики» Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, согласованность и сотрудничество в команде. Материал: рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки. Ход игры: Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз. «Трамваи» Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, согласованность и сотрудничество в команде. Материал: потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной стойке. Ход игры: Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание. «Добеги до знака» Цель: упражнять детей в запоминании дорожных знаков, развивать память, сообразительность, быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве. Материал: дорожные знаки. Ход игры: По сигналу воспитателя ребенок бежит к дорожному знаку, который называет воспитатель. Если ребенок ошибается в выборе знака, то он возвращается в конец колонны.
«Светофор» Цель: учить соотносить действия с цветом светофора, развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, сообразительность. Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета. Ход игры: Воспитатель показывает кружок, а дети выполняете действия: - красный – молчат; - желтый – хлопают в ладоши; - зеленый – топают ногами. – на красный цвет – делают шаг назад, – на желтый – приседают, – на зелёный – маршируют на месте.
«Цветные автомобили» Цель: закрепить цвета светофора (красный, желтый, зеленый), упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать зрительное восприятие и внимание, ориентировку в пространстве. Материал: рули красного, желтого, зеленого цвета, сигнальные карточки или флажки красного, желтого, зеленого цвета. Ход игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. «Стоп - Идите» Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, слуховое и зрительное внимание. Материал: макет светофора. Ход игры: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую. Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку. «Ловкий пешеход» Цель: развивать глазомер, ловкость, внимание, упражнять в метании мяча правой рукой на ходу. Материал: светофор, плоскостное вертикальное изображение с прорезанными в нем круглыми отверстиями, диаметр которых вдове больше мяча, резиновый или пластмассовый мячик. Ход игры: Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти – значит на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал – в красный – выбываешь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз.
«Птицы и автомобиль» Цель: развивать ловкость, скорость, ориентировку в пространстве, внимание. Материал: руль или игрушечный автомобиль. Ход игры: Дети – птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями). Воспитатель говорит: Прилетели птички, Птички – невелички, Все летали, все летали, дети бегают, плавно взмахивая руками Крыльями махали. Так они летали, Крыльями махали. На дорожку прилетали присаживаются, постукивают пальцами по коленям Зернышки клевали. Воспитатель берет в руки руль или игрушечный автомобиль и говорит: Автомобиль по улице бежит, Пыхтит, спешит, в рожок трубит. Тра-та-та, берегись, берегись, Тра-та-та, берегись, посторонись! Дети – птички бегут от автомобиля.
НАША УЛИЦА Цель игры: 1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. 2. Закрепить представление детей о светофоре. 3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов. Материал: макет улицы с домами, перекрестками, автомобили (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители, Светофор (игрушка), дорожные знаки, деревья (макеты). Игра проводится на макете. Ход игры: Первый вариант (для пешеходов). С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть. Второй вариант (для водителей). Ведущий показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо», «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный переход» (информационно-указательные). Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывают дорожные ситуации. За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами. СВЕТОФОР Цель игры: 1. Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. 2. Закрепить представление детей о свете. Материал: цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные), макет светофора. Ход игры: Ведущий раздает детям кружки желтого, зеленого, красного цвета. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов. УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК Цель игры: 1. Учить детей различать дорожные знаки. 2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. 3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса. Ход игры Первый вариант Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых есть знак этой группы. Второй вариант Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает. Третий вариант Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их, затем каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.
УЛИЦА ГОРОДА Цель игры: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта. Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофоры, дорожные знаки. Ход игры Ведущий рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои вопросы и ответы дети сопровождают показом на макете. Вопросы к детям: Какие дома на нашей улице? Какое движение на нашей улице - одностороннее или двухстороннее? Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить машины? Что такое перекресток? Где и как нужно его переходить? Что обозначает пешеходный переход? Как регулируется движение на улице? Какие сигналы светофора вы знаете? Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены? Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают? Как надо вести себя в автобусе? Можно ли играть на улице? Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто справился с ролью водителя и пешехода. ПОСТАВЬ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК Цель игры: 1. Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса). 2. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве. Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки. Ход игры Детям предлагается: 1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено. 2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный переход». Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро. ТЕРЕМОК Цель игры: 1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов и водителей). 2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Опасный поворот»; запрещающих знаках: «Въезд запрещен» (велосипедисту, водителю), «Движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»; информационно-указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход»; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей». 3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни. Материал: картонные круги с изображением дорожных знаков, бумажный конверт с вырезанным в нем окошком, палочка. Ход игры. Ведущий вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков и закрепляет его с помощью палочки. Затем он продвигает круг так, чтобы в окошке появились разные знаки. Дети называют знаки и объясняют их значение. УГАДАЙ ТРАНСПОРТ Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом. Дети сидят полукругом. Воспитатель: Мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, о каком транспорте идёт речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит. Дом — чудесный бегунок На своей восьмёрке ног. Бегает аллейкой По стальным двум змейкам. (Трамвай) Что за чудо светлый дом? Пассажиров много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус) Что такое — отгадай: Ни автобус, ни трамвай. Не нуждается в бензине, Хотя колёса на резине. (Троллейбус) Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся быстрым потоком. Они перевозят различные грузы — Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Грузовики) Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём! Только лучше правь рулём! (Велосипед) Длинной шеей поверчу, Груз тяжёлый подхвачу. Где прикажут — положу, Человеку я служу! (Подъёмный кран) К нам во двор забрался «крот», Роет землю у ворот. Сотни рук он заменяет, Без лопаты он копает. (Экскаватор) Вот утюг так утюг! Ах, какой огромный! Он прошёл — дорога вдруг Стала гладкой, ровной! (Каток) Мчится огненной стрелой, Мчится вдаль машина. И зальёт пожар любой Смелая дружина. (Пожарная машина) Полотно, а не дорожка, Конь не конь — сороконожка. По дорожке той ползёт, Весь обоз один везёт. (Поезд) Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет — Пять плугов тащит. (Трактор) Эта сильная машина Едет на огромных шинах. Сразу полгоры убрал Семитонный…(самосвал). Чтобы он тебя повёз, Не попросит он овёс. Накорми его бензином, На копыта дай резину. И тогда, поднявши пыль, Побежит…(автомобиль). ИГРАЙ, ДА СМЕКАЙ Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах. В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы сизображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице. Эй, водитель, осторожно! Ехать быстро невозможно. Знают люди все на свете — В этом месте ходят дети. (Знак «Дети») Здесь дорожные работы — Ни проехать, ни пройти. Это место пешеходу Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы») Никогда не подведёт Нас подземный переход: Дорога пешеходная В нём всегда свободная. (Знак «Подземный переход») У него два колеса и седло на раме, Две педали есть внизу, крутят их ногами. В красном круге он стоит, О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено») Этой зебры на дороге Я нисколько не боюсь. Если все вокруг в порядке, По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход».) Красный круг, прямоугольник Знать обязан и дошкольник. Это очень строгий знак. И куда б вы не спешили С папой на автомобиле — Не проедете никак! (Знак «Въезд запрещён») Я не мыл в дороге рук, Поел фрукты, овощи. Заболел и вижу пункт Медицинской помощи. (Знак «Пункт первой медицинской помощи») Этот знак на переезде — В непростом, заметим, месте. Тут шлагбаум не стоит, Паровоз вовсю дымит. Скорость он набрал уже, Так что будь настороже. (Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума») ПОДУМАЙ-ОТГАДАЙ Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость. Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек заправильные ответы. Дети сидят полукругом. Воспитатель: Я хочу узнать, кто у нас в группе самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего. - Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.) - Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.) - Кто ходит по тротуару? (Пешеход.) - Кто управляет автомобилем? (Водитель.) - Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.) - Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.) - По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.) - Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.) - Какой свет верхний на светофоре? (Красный.) - С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14лет.) - Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.) - Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.) - На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.) - Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.) - Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.) - Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.) - Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.) - Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампочкой.) - Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.) МЫ-ВОДИТЕЛИ Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков), видеть её основные качества — образность, краткость, обобщённость; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы. Правила: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку — зелёный кружок. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество кружков. Материалы: 1. карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идёт в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. — 6вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта — 6вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов); 2. кусок мела, если разветвлённая дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги; 3. маленькая машина или автобус; 4. зелёные кружки — 30 шт. Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвлённая дорога из бумаги. Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя. Воспитатель: Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как её заводить, чинить, как ею управлять. Работа водителя очень трудная. Надо не только быстро перевезти людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий по дороге. Неожиданности могут быть разные: то дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин. Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где находится больница, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть? Ответы детей. Воспитатель: Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чём он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак. Машина быстро мчится по дороге и вдруг… Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению, должно быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нём не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладёт его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая зелёным кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки. Воспитатель: Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, когда будете идти по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещённые вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они означают. - А сейчас мы должны подвести итоги нашей игры и узнать победителя. Дети считают свои зелёные кружки. Воспитатель поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает робких и застенчивых. ВЕСЕЛЫЙ ЖЕЗЛ Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни. Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл. Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила. Воспитатель: Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повторится. Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила. Дети: Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зелёный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться полевой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить. Аналогично проводится игра «Слушай — запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.
ЗАКОНЫ УЛИЦ И ДОРОГ Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения. Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца. Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки. Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности. 1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д. 2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т. д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку — до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк… 3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин. 4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы. - Где можно в городе кататься на роликах? - Покажите самые опасные места в городе. - Что изменится на дороге с приходом зимы? - Что такое дорожная разметка и для чего она нужна? При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и даёт задан 13 марта 2020 в 10:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.