Богун Ольга Дмитриевна, воспитатель МБДОУ д/с №1 «Колокольчик» посёлок Весёлый Ростовской области , лауреат муниципальных конкурсов «Учитель года -2011», « Учитель года -2015»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Приметы осени» (для детей подготовительной группы»

Воспитатель: Богун О.Д.

Цель: обобщить и систематизировать знания об осени, осенних явлениях. Задачи:

-образовательная: упорядочить знания детей об осени, ее характерных признаках, сезонных изменениях.

 -развивающая: развивать логическое мышление классифицируя картинки о временах года в определенные группы, устанавливая причинно- следственные связи, аргументируя свои ответы; образовывать относительные прилагательные от существительных.

 -воспитательная: воспитывать умение слушать высказывания товарищей, не перебивая.

 Предварительная работа: рассматривание картин об осени; чтение художественной литературы по теме; наблюдение за листопадом, осенними изменениями в природе; заучивание стихов.

 Ход занятия:

ВОСПИТАТЕЛЬ: (держит в руках конверт)

Я держу в руках конверт,

 В конверте может быть секрет

Вы хотели бы узнать, кто мог письмо нам написать?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас посмотрим от кого письмо.

Здесь письмо, в котором загадка, отгадайте ее.(читает загадку)

Загадка:

Все поля и все леса ярким цветом крашу я,

 Еще люблю я шум дождя,

А теперь не тая, отгадайте кто же - я? (осень)

игра «Осень какая?»

Встаньте  в круг, поиграем в игру «Осень какая?»,

Придумаем красивые слова ,к кому палочка попадает, тот и отвечает (дети передают друг другу палочку и называют слова- признаки: золотая, грустная, разноцветная, дождливая, ветреная, хмурая).

 ВОСПИТАТЕЛЬ: Вам осень в подарок прислала загадки, вы отгадайте их быстро ребятки.

Загадки: (отгадки сопровождаются показом иллюстраций)

1. «Без рук, без ног, а деревья гнет» (ветер). Ветер осенью какой? (слова признаки)

2. «Падают с ветки золотые монетки» (листья). Листья какие?(слова признаки)

 3. «Шубку серую мне надо поменять, в белой буду зимовать» (заяц).

 4. «Холода их так пугают, к теплым странам улетают, Петь не могут, веселится – Кто же это? (перелетные птицы).

5. «На колючки листья собираю, на всю зиму засыпаю, Клубком свернусь, до весны отосплюсь» (ежик)

 6. «Зимой голодно в лесу, грибы на ветке я сушу, Орехи, шишки собираю, в дупло запасы я таскаю» (белка)

 7. «Дни стали короче, длиннее стали ночи, Кто скажет, кто знает, когда это бывает?» (осенью)

 ВОСПИТАТЕЛЬ: Загадки разгадали все без запинки, для вас от осени- картинки ( просмотр слайдов об осени с музыкальным сопровождением , во время просмотра ребенок читает стихотворение.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Чтение стих « Осень наступила» И. Бунин

ВОСПИТАТЕЛЬ: сейчас я проверю хорошо вы разбираетесь в приметах осени.

игра «Что осенью бывает?»

 ( предлагаются картинки с разными временами года, дети выбирают осеннюю картинку и придумывают предложения, выкладывают на магнитную доску)

ДЕТИ: Осенью дети идут в школу; осенью собирают грибы; осенью люди надевают осеннюю одежду, осенью ветер гнет деревья, осенью- листопад, осенью льют дожди).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись. И из всех картинок выбрали нужные. О каких временах года другие картинки?

ДЕТИ: Дети катаются на санках – это зима; люди купаются- это лето; тает снег – это весна.

 ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот еще игра для вас, я начну ее сейчас, а вы, ребята, не зевайте « да» или «нет» дружно отвечайте.

Игра «Да – нет» (ТРИЗ)

 «Осенью цветут цветы?

 Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Достаем мы сапоги?

 А букашки прилетают?

Спать в листочки заползают?

 Солнце светит очень жарко?

 Можно детям загорать?

 Ну, а что же людям делать? (придумывают варианты ответов: надевать шапки, надевать куртки, брать зонтики; собирать грибы, овощи, фрукты, красивые листья)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Птицы стаями летят,  грустно: дождь и листопад.

 Ветер тучи в небе носит,  потому что это …

Дети:ОСЕНЬ!

Осень с дождиком нагрянет

Лес красивый голым станет.

Мы тепла и солнца просим,

Но дождём нас мочит осень.

Мы дождик осенний переждем

И песенку про него споем!

Исп песня «Дождик»

ВЕДУЩИЙ: Дождь прошел, оставил лужи, поиграем с ними дружно!

Встречная эстафета «Дождик»

(Дети стоят в две колонны стоят друг напротив друга, между ними на расстоянии 50см друг от друга лежат коврики – «лужи». У первого играющего первой колонны в руках раскрытый зонт. По команде он бежит к первому игроку второй колонны, перепрыгивая через «лужи», передает ему зонт, встает в конец колонны. Принявший зонт бежит к другой колонне и выполняет то же задание и т.д. пока колонны не поменяются местами.)

ВоСПИТАТЕЛЬ:: С каких деревьев опадают листья? ( с лиственных).

Узнайте их на картинках и назовите.( называют и показывают). Правильно выполнили задание.

Сейчас предлагаю вам превратиться в осенние листочки .Возьмите по два листочка .

Физкультминутка «Листики»

«Мы листики осенние, на дереве сидели, (машут руками вправо- влево) Дунул ветер – полетели, (дуют- кружатся)

И на землю тихо сели (приседают)

 Ветер снова набежал и листочки все поднял, (дуют- встают)

 Завертел их, закружил и на землю опустил» (кружатся- садятся на стулья) ВОСПИТАТЕЛЬ Ребята, как называется явление в природе, когда падают листья (ответы детей- листопад). Почему оно так называется? Из каких слов оно состоит? -(листья, падают).

 «Листопад, листопад – листья желтые летят!

 Осень яркой, тонкой кистью разукрашивает листья,

 Красный, желтый, золотой – выбирай себе любой»

(на ковре гербарий из листьев)

игра « С какого дерева лист?»

Дети ищут в группе заранее развешанные картинки деревьев и «дарят» им свои листья).

Ребята , осень оставила так много разноцветных листьев . Давайте украсим ими картину, которой будем любоваться всю осень.

Дети выполняют коллективную аппликацию.

27 сентября 2021 в 20:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.